 |
 |
Изучение многолетних сорняков
У многолетних сорняков естественный отбор сформировал разнообразные приспособительные особенности подземных органов. Среди многолетних сорняков выделяют корневищные (пырей ползучий, тысячелистник обыкновенный, мята полевая, мать-и-мачеха, яснотка белая и др.), стержнекорневые (цикорий обыкновенный, одуванчик лекарственный и др.), корнеотпрысковые (бодяк ланцетолистный, осот желтый, вьюнок полевой, льнянка обыкновенная и др.).
Все настоящие сорняки характеризуются высокой всхожестью семян и сохранением всхожести в самых неблагоприятных условиях, а также неодновременным прорастанием, что повышает жизнеспособность вида: одни всходы могут погибнуть при обработке почвы, но другие, проросшие позже, выживают.
Изучив литературу и обследовав местность, учитель планирует проведение экскурсии и готовит дидактический материал для закрепления знаний.
Подготовка учащихся к экскурсии. На первых уроках ботаники у шестиклассников формируются понятия таксонах: «класс», «семейство», «род», «вид» и умения описывать растения и определять их. Описание растений включает четыре раздела.
На уроке «Другие представители семейства крестоцветных» учащиеся упражняются в описании и определении растений семейства «крестоцветные» и в последние 10 мин учитель сообщает о сроках, месте и теме предстоящей экскурсии и о необходимом оборудовании (блокнот, карандаш на тесьме, полиэтиленовый мешочек для сбора плодов и семян для зимующих птиц).
Оборудование для каждого звена: определительные карточки, экскурсионные лупы, инструктивные карточки, копалки, повязка для дежурного члена «Зеленого патруля».
Проведение экскурсии. Перед экскурсией учитель сообщает, что цветковые, или покрытосеменные, растения разнообразны. Среди них есть растения пигмеи (все виды рясок) и гиганты (дуб); однолетние (крупка весенняя, ее цикл развития не превышает двух месяцев); двулетние и многолетние (возраст отдельных особей дуба достигает 1000 лет); деревья, кустарники и травы; растения, однократно цветущие и плодоносящие, потом отмирающие и многократно цветущие и плодоносящие; есть культурные формы растений и в их числе хлебные злаки, овощи, плодовые деревья.
Цветковые растения произрастают во всех климатических зонах и в самых различных экологических условиях – от тропических лесов до тундры, от болот до пустынь, от морских побережий до высочайших гор.
Задача экскурсии: ознакомиться с миром цветковых растений окружающей местности и понять причину их разнообразия. Учащиеся вспоминают правила поведения в природе. Учитель напоминает о бережном отношении к растениям, назначает дежурных членов «Зеленого патруля».
Читайка:
Многообразие видов и семейств
Учитель показывает сложное строение растений
Изучение разных видов цветков
Растительные сообщества природы
Очищение воздуха лесными растениями
Определить качество почвы на площадке земли
Растения первого яруса
Содержание
|