 |
 |
На экскурсии ученики наблюдали за птицами
Большое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии. Они должны знать, что нужно увидеть в природе, на что обратить особое внимание, как наблюдать. Предварительно учитель может показать схему маршрута экскурсии с целью ориентировки на местности и познакомить с требованиями к подготовке и поведению учащихся на экскурсии. Прежде чем углубиться в лес, нужно определить, в какой стороне находится солнце и где оно будет через два часа. Чтобы не заблудиться в лесу, надо запоминать свой путь и заметные ориентиры: поляну, ручей, обрыв, камень у дороги, упавшее дерево, пересечение дорог. В группе желательно иметь блокноты, простые карандаши, бинокль, фотоаппарат, компас, лупу, малую лопатку, метр, шпагат, папку для сбора листьев, несколько баночек. Школьники должны подготовить для себя удобную обувь и одежду. На экскурсию в природу следует одеться по возможности неярко, чтобы не отпугивать птиц. Перед экскурсией необходимо убедить учащихся не шуметь, не бегать, не лазать без нужды по деревьям, не причинять вреда растениям, животным и экологической системе в целом.
Исходя из этой воспитательной позиции, учитель формирует у учащихся следующие правила поведения: отмечать, запоминать наиболее типичные растения, но не собирать их, наблюдать за бабочками, жуками, земноводными, но не ловить их. Птичьи гнезда не фотографировать, чтобы не подвести к ним пернатого или наземного хищника, и, конечно, не брать их с собой. Учитель и учащиеся должны помнить о том, что многие виды растений и животных, которые 20 – 30 лет тому назад были вполне обычными, сейчас стали редкими или исчезающими.
Для обеспечения полного порядка на экскурсии учитель распределяет школьников (по их согласию) на группы по 3 – 5 человек; каждая группа избирает старшего, который отвечает за дисциплину при передвижении, за сбор учащихся на определенных этапах экскурсии, обеспечивает построение их возле учителя с таким расчетом, чтобы все видели объекты, которые он показывает. Такой порядок облегчает проведение экскурсии, учит школьников работать в коллективе.
Перед экскурсиями по изучению птиц и млекопитающих отдельным ученикам поручают заранее ознакомиться с двумя видами птиц (размер, окраска оперения, пение, место гнездования, питание) и одним видом из класса млекопитающих (следы, особенности биологии). Такие задания 10 – 12 ученикам позволяют легко и быстро найти и познакомиться с 15 – 18 видами птиц, доминирующих среди пернатого населения данного биоценоза, наблюдать следы деятельности 5 – 6 видов зверей. Ученики готовят эти сведения по атласам, книгам и пластинкам «Голоса птиц».
При подготовке учащихся к экскурсии нужно не только сообщить тему экскурсии, выдать оборудование и предупредить, что взять с собой и как одеться, но, как говорил А. Я. Герд, «заохотить» учащихся предстоящей экскурсией.
Читайка:
Учитель привлекает внимание учащихся
Изучаем экспозицию объектов природы
Осенние явления в жизни растении
Подготовка экскурсии на природе
Почему экскурсии так интересны
Задание по изучению листьев на деревьях
Учитель рассказывает об удивительной жизни деревьев
Содержание
|