 |
 |
Учитель проводит интересные экскурсии
Важная роль в общей системе коммунистического воспитания принадлежит природоохранительному просвещению, главная задача которого заключается в том, чтобы воспитать детей в духе ленинского отношения к природе. Учителя несут ответственность за тех, кого они обучают и воспитывают в школе. Для нашего общества небезразлично, вырастет ли из ученика друг и защитник родной природы или человек равнодушный, утилитарно относящийся к ней. В детских учреждениях и в средней школе наши дети должны получить основные сведения о сущности рационального использования и охраны природных ресурсов.
Подготовка к экскурсии. «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспитательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой особенно добросовестного и любящего свое дело преподавателя, но неотъемлемой составной частью учебного плана школы», – говорил Б. Е. Райков, определяя место экскурсии в обучении учащихся.
Подготовиться к экскурсии вам помогут следующие рекомендации: 1. Помните, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий. 2. Определите тему экскурсии, изучите место проведения ее, составьте план экскурсии. 3. Придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы. 4. Рассказывайте на экскурсии только о том, что можно показать. 5. Избегайте длинных объяснений. 6. Не оставляйте экскурсантов только слушателями, привлекайте их к активной работе. 7. Не перегружайте экскурсантов новыми названиями; они их забудут. 8. Умейте сконцентрировать внимание экскурсантов на нужном объекте. 9. Умейте вовремя прекратить экскурсию, не утомляя излишне учащихся. 10. Закрепите материал экскурсии в памяти учеников на последующих уроках.
Составляя годовой план, учитель намечает сроки проведения экскурсий, связывает их содержание с материалом предыдущих уроков. «На экскурсиях ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе». Вместе с тем учитель планирует использование результатов наблюдений школьников в природе на многих последующих уроках. Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а экскурсия расширяет и конкретизирует их знания. Нельзя забывать, что только правильно организованные и строго продуманные экскурсии (это выражение заимствовано у А. Я. Герда) могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.
За несколько дней до экскурсии учитель выбирает маршрут в том или ином ландшафте и проходит по нему, подбирая нужные объекты для изучения, места остановок для демонстрации этих объектов, для самостоятельных наблюдений учеников, обобщающей беседы. Эта работа учителя завершается составлением плана экскурсии, в котором должны найти отражение следующие основные разделы: задачи экскурсии по этапам, основные вопросы содержания и методы проведения экскурсии, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для вводной и обобщающей бесед. Учитель продумывает структуру экскурсии. В структуре, как внешнем проявлении логики учебного процесса, должны быть следующие обязательные части: задача или тема экскурсии, краткое введение в форме рассказа или беседы, самостоятельные работы учащихся, их отчеты, дополнительные сведения учителя, обобщающая беседа.
Читайка:
На экскурсии ученики наблюдали за птицами
Учитель привлекает внимание учащихся
Изучаем экспозицию объектов природы
Осенние явления в жизни растении
Подготовка экскурсии на природе
Почему экскурсии так интересны
Задание по изучению листьев на деревьях
Содержание
|