 |
 |
Жизнь птиц весной
Задачи экскурсии. Образовательные: познакомить учащихся с разнообразием птиц в различных биотопах; отметить видовой состав фоновых птиц поля, луга, водоема и особенности их жизни весной; провести наблюдения за весенним поведением птиц (пение, драки, токовые полеты и пр.), обратить внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Воспитательные: развивать у учащихся материалистическое понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц.
Подготовка учителя к экскурсии. Учитель должен заранее пройти по маршруту, определить общую его протяженность и длину основных отрезков. В плане маршрута на этих отрезках учитель отмечает встреченных птиц и их гнездовые участки. В ландшафтах центрального района лесной зоны встречаются около 300 видов птиц; для их изучения и распознавания в природе у учителя нет реальных возможностей. Однако известно, что 90 – 95 % всего пернатого населения любого лесного ландшафта составляют всего 20 – 25 фоновых видов (в степных ландшафтах 10 – 15 видов), из которых приблизительно половина знакома учителю (зяблик, горлица, большая синица, пестрый дятел, кукушка и др.).
Нужно помнить о том, что зимой все поведение птиц подчинено питанию. Весной и в начале лета жизнь наших пернатых связана главным образом с размножением. В эту пору птицы «заявляют» о себе песнями и криками, токовыми полетами и брачными играми. Во время размножения каждая пара птиц (самка или самец) связана со своим гнездовым участком. Перед экскурсией учитель составляет список фоновых видов птиц каждого ландшафта, знакомится с их экологией и поведением; в ходе экскурсии он обращает внимание учащихся главным образом на эти виды. Сое-сем не обязательно отмечать каждую встреченную птицу.
Подготовка учащихся к экскурсии. На уроке, который проводится специально для подготовки к экскурсии, учащиеся восстанавливают знания о птицах и повторяют материал учебника. Ученики должны знать, как вести себя в природе, как наблюдать и слушать птиц, какие птицы относятся к фоновым, редким и исчезающим видам; прочитать научно-популярную и художественную литературу о птицах, подготовить для себя удобную обувь и одежду, блокнот, карандаш, фотоаппарат.
Читайка:
Внимание руководителя экскурсии
Разнообразие птиц над лугом
Коростель, чибис, чекан на лугу
Серая славка среди кустов
Громкие крики чаек и крачек
Особенности степных птиц
Молодые вырубки сосны
Содержание
|