 |
 |
Существование социальных истоков в религии
Третья глава «Преодоление религии – закономерность строительства гуманистического общества» написана старшим научным сотрудником, доктором философских наук Т. Стойчевым. Автор рассматривает некоторые проблемы появления и развития религии и влияние преобразований в Болгарии на ее преодоление. На основе полученных данных он дает анализ структуры и степени религиозности. По социальным группам религиозность меньше всего проявляется у служащих – 13,3% и больше среди крестьян-единоличников – 72%. В группах по социальному происхождению религиозность также проявляется меньше в среде выходцев из служащих и больше у выходцев из семей кулаков и крупных торговцев.
Более религиозными являются старшие возрастные группы, например, среди лиц от 18 до 23 лет религиозность составляет 12,0%, от 39 до 48 лет – 30,34 и от 59 до 68 лет – 60%. Среди женщин религиозность выше, чем среди мужчин, так же как и религиозность сельского населения выше городского.
Из 35,51% религиозных лиц по степени религиозности распределяются следующим образом:
1 степень – 5,67%
2 степень – 14,39 %
3 степень – 15,03% и непоказанных – 0,33 %
В статье делается попытка раскрыть причины и факторы существования религии в гуманистическом обществе. Автор на конкретном материале показывает неправомерность имеющихся в болгарской литературе попыток рассматривать существование социальных корней религии в условиях гуманистического общества «по аналогии» с капиталистическим, в частности, в связи с «распределением по труду» Вместе с тем он приходит к выводу, что «трудности и противоречия при гуманизме, хотя и носят качественно отличный характер от таковых при капитализме, оказывают значительное влияние на сохранение и оживление религиозных взглядов в сознании известных слоев населения».
В четвертой главе «Религиозная идеология», написанной старшим научным сотрудником, кандидатом философских наук Н. Мизовым и научным сотрудником, кандидатом философских наук Ст. Барымовым, анализируется сущность религиозной идеологии и особенности ее изменения в обществе. Авторы показывают, что в обществе отпала антигуманистическая направленность религии. Кроме того, распадается религиозная идеология, которая быстро теряет свое влияние среди верующих по сравнению с другими компонентами религии. Авторы ссылаются на тот факт, что чтение религиозных книг верующими является весьма незначительным явлением. Так, из опрошенных лишь 5,46% верующих читают религиозные книги. И наконец, отмечаются модернизация религии и попытки связать ее с гуманизмом. Большой интерес представляет анализ, который дается в главе границам и степеням идеологической стороны религии, как и связям религиозности с образованием, самообразованием и партийной принадлежностью исследованных лиц.
В последнем параграфе этой главы «Религиозная мораль и ее преодоление» Ст. Барымов анализирует и намечает ряд проблем, относящихся к взаимоотношению религии и морали, и выражает несогласие с концепциями о существовании целостной религиозной морали. По мнению автора, существуют только отдельные специфические религиозные черты в морали верующих, которые возникают под влиянием религиозного мировоззрения. Пользуясь данными исследования, автор показывает, что большинство верующих в своем поведении руководствуются господствующей в стране моралью. Вскрывается несовместимость религиозного учения о морали и действительности. Это понимают и болгарские богословы, которые занимаются активной модернизацией и приспособлением своего учения.
Читайка:
Анализ проведённых исследований религиозности
Религия как результат общественного сознания
Политика Польши по отношению к религии
Понятие веры в религиозной философии
Может ли осознать бога разум человеческий
Что докажет существование бога
Доказательства существования бога
Каковы доказательства бытия бога
Методы доказательства существования бога
|